Благотворительный Фонд "Историческая Справедливость"

Почему до сих пор не закончен поиск солдат погибших в Великой Отечественной Войне?

Почему до сих пор не закончен поиск 

Задавались ли вы вопросом, почему за 75 лет так до сих пор и не закончился поиск солдат, отдавших свои жизни в Великой Отечественной Войне за наше с вами будущее? Почему солдат до сих пор искали в основном силами поисковых отрядов, которые формировались на добровольных основаниях и финансироварилсь в основном за счет личных средств неравнодушных людей? Просто за все эти годы не было специальной госпрограммы по поиску и погребению погибших в годы войны. 
Только в 2019-году была разработана Федеральная целевая программа «Увековечение памяти погибших при защите Отечества на 2019-2024 годы»
Ее цель - урегулировать все правовые аспекты поискового движения, включая содействие со стороны органов власти всех уровней. В рамках этой целевой программы планируется обустроить 13 мест захоронения останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе проведения поисковой работы; восстановить (провести ремонт, реставрацию, благоустройство) 9 722 воинских захоронения; установить 6 144 мемориальных знака на воинских захоронениях; нанести 244 876 имён погибших при защите Отечества на мемориальные сооружения воинских захоронений по месту захоронения.


История становления поискового движения была долгой и сложной. 
Задача по погребению павших первоначально была возложена на гражданское население.  Сталинским постановлением от 1 апреля 1942 года исполкомы областных и местных Советов обязывались организовать из местных граждан специальные команды, силами которых провести на территории районов сбор, регистрацию (по имеющимся документам) и погребение трупов гражданского населения и оставшихся незахороненными трупов бойцов и командиров Красной Армии...


С 1 мая 1944 года стало действовать "Наставление по учету личного состава Красной Армии (в военное время)", где определялся порядок погребения погибших. В пункте №108 говорится: "Вынос убитых с поля боя и погребение их является обязательным при всех условиях боя". 
Для могил требовалось выбирать лучшие места – сухие, видные, на возвышенностях. Также предписывалось устанавливать временные или постоянные памятники с указанием воинских званий, фамилий, имен и отчеств погибших, а также дат их гибели. Раньше так не делали.


18 февраля 1946 года Совет Народных Комиссаров СССР принял еще одно важное постановление "О взятии на учет воинских захоронений». 
В колхозах и совхозах создавались специальные комиссии, занимающиеся захоронениями и благоустройством могил. Военные отделы райкомов партии отвечали за организацию захоронений, а сельские советы должны были провести учет могил и отвечать за них. 

В частности, предписывалось: "...до 1 июня 1946 года взять на учет существующие военные кладбища, братские и индивидуальные могилы погибших воинов, офицеров, генералов Красной Армии и партизан; до 1 августа 1946 года провести необходимые работы по благоустройству военных кладбищ, братских и индивидуальных могил. Индивидуальные могилы, находящиеся за пределами населенных пунктов, по возможности перенести на ближайшие военные и гражданские кладбища или объединить в отдельные братские могилы".

К сожалению жесткие сроки, поставленные правительством, и простая санитарная необходимость освобождения полей для посевных работ привели к тому, что солдат не хоронили по всем правилам, а просто закапывали в ельниках, в канавах. Они так и остались без вести пропавшими.

«Ельник растет в лесу ровными рядами. Значит, здесь есть погибшие, – рассказывает Владимир Мошкин, занимающийся поиском с 1989 года, – Председатели колхозов приказывали распахивать места боев тракторами. Трактора шли прямо по костям. А на месте борозд высаживали елки. Они сейчас выросли. Стоят ровными рядами. Это очень сильно заметно. Обычно же деревья в лесу растут хаотично, а тут ровные ряды. Значит, запахивали» 

Массовое поисковое движение началось только в конце 1970-х. Такие поздние сроки объясняются тем, что уже "прошло много лет после войны и не надо было платить компенсацию вдовам".

В СССР существовало так называемое движение "Красных следопытов", – рассказывает историк Вячеслав Мосунов. – Но это не были поисковики. Как такового массового движения не было. Были энтузиасты, которые в условиях тотального информационного вакуума что-то пытались делать.



Также идентификацию личности убитых осложнял приказ №376, вышедший в ноябре 1942 года: "О снятии медальонов со снабжения Красной армии". Эти медальоны солдаты называли по-разному: "мертвая коробочка", смертная капсула. Там хранился листок с указанием фамилии, имени, отчества бойца, каким комиссариатом призывался, имена и адреса ближайших родственников.

"Медальон был из пластмассы и завинчивался, чтобы внутрь не проникла вода. Такую коробочку выдали и мне. В ней лежал свернутый в трубочку кусок пергамента с надписью: "Никулин Ю. В. Год рождения 1921. Место жительства: Москва, Токмаков переулок, д. 15, кв. 1, группа крови 2-я", – написал в своей книге известный актер Юрий Никулин, воевавший в Псковской области.

Но военачальники тогда посчитали, что медальоны не нужны, а красноармейской книжки достаточно для удостоверения личности живого бойца. О мертвых тогда не думали. 


В Псковской области, которая одной из первых приняла на себя удар войны и потом четыре года была под оккупацией, до сих пор леса изрыты окопами. Свои поисковые отряды есть в каждом районе, в областном реестре их сегодня 25 штук.

Больше всего останков находят на месте боев в восточной части Островского района, где обескровленные в боях под Ленинградом советские войска Ленинградского и Волховского фронтов пытались прорвать немецкую оборону с конца февраля до 17 июля 1944 года. Находят не только солдат, но и гражданских.

О количестве потерь историки спорят до сих пор – в зависимости от политического курса в стране цифры то увеличивались, то уменьшались.
В первые дни после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз в Красную армию были призваны, но так и не дошли до своих частей примерно полмиллиона человек. Так называемые "неучтённые потери первых месяцев войны", когда боевые части попадали в окружение, и командование не могло предоставить никаких данных, составили 1 162 600 человек. К этой цифре надо приплюсовать еще одну: 3 396 400 военнослужащих, которые во время Великой Отечественной войны пропали без вести и попали в плен
За 18 суток в ходе Прибалтийской стратегической оборонительной операции с 22 июня по 9 июля 1941 года погибли 87 208 человек. В ходе Ленинградской стратегической операции с 10 июля по 30 сентября 1941 года на Северо-Западном фронте – 144 788 человек. Самым кровавым по количеству боевых потерь был Волховский фронт. В ходе операции по прорыву блокады Ленинграда ("ИСКРА") 12–30 января 1943 года из 169 500 человек боевого состава погибло 73 818, то есть в сутки гибли 3885 человек.

По разным данным в Великой Отечественной Войне погибло от 10 до 15 млн человек, многие при этом погибли не на территории России, что еще больше осложняет поиск.
Тем не менее, год за годом, боец за бойцом, поисковики находят наших защитников и занимаются их погребением по-человечески. 

В подготовке публикации использовались материалы этой статьи
Фотографии Владимира Мошкина